14 февраля – день признаний, планов на будущее и больших надежд. В любви, как и в управлении продуктами, важно понимать, куда двигаться и как избежать ошибок. Здесь на помощь приходят роадмапы – стратегические планы, которые помогают командам IT добиваться целей.
В статье расскажем, какие обязанности у менеджеров в IT-компаниях, что такое роадмап и зачем он нужен.
За что отвечает менеджер в IT-компании
Менеджер в IT-компании — это не просто руководитель, который ставит задачи и контролирует их выполнение. Это человек, который отвечает за достижение бизнес-результатов, развитие команды и поддержание культуры компании.
У менеджеров есть 2 основных обязанности 👇
I. Руководитель / менеджер отвечает за бизнес-результат
Менеджер должен должен четко понимать, куда движется продукт или проект, и какие шаги нужно предпринять для достижения поставленных целей.
- Формирует вижн и стратегию в своем контуре.
Вижн – это общее видение того, каким должен быть продукт или сервис в его зоне ответственности. Без четкого понимания конечной цели легко потеряться в потоке задач и решений.
- Определяет бизнес-цели и контролирует их выполнение.
- Анализирует результаты и несет за них ответственность.
Если что-то пошло не так, не бойся менять курс. Анализируй результаты, оставляй то, что работает, и смело исправляй то, что мешает двигаться вперед.
- Определяет необходимые ресурсы (люди, технологии, бюджеты) и обеспечивает их наличие.
- Решает проблемы в своем направлении, а при необходимости поднимает вопрос на более высокий уровень.
II. Отвечает за за команду и ее эффективность
Успешный продукт создают люди, помимо стратегии, менеджер фокусируется на команде – ее продуктивности, развитии и вовлеченности. Он:
- Доноcит до сотрудников цели и задачи, формируя единое понимание приоритетов.
- Отвечает за эффективность работы и мотивацию команды.
- Регулярно дает обратную связь, помогая улучшать результаты.
- Развивает сотрудников, поддерживает их профессиональный рост.
- Организует процесс адаптации новых специалистов – самостоятельно или с помощью наставников.
- Поддерживает и транслирует корпоративную культуру.
О том, какие навыки необходимы менеджеру в IT-компании, мы написали отдельную статью.
Что такое роадмап
Роадмап (roadmap) — это стратегический план развития отдела или продукта, включающий ключевые этапы и цели. Горизонт планирования обычно составляет 2–3 месяца, с регулярным пересмотром и корректировкой раз в месяц.
В каждом месячном цикле роадмап включает не более трех крупных бизнес-фич (эпиков), которые команда планирует реализовать в установленный период. Это позволяет сосредоточиться на приоритетных задачах и обеспечивать предсказуемое развитие продукта.
Зачем нужен роадмап
Роадмап нужен в первую очередь руководителям, чтобы иметь выстроенную стратегию развития отдела/продукта; понимать, куда движется как ваше направление, так и другие отделы; управлять сроками и приоритизацией задач.
Роадмап – это не “to do list”, он призван, чтобы мыслить большими результатами.
Как правильно писать роадмап
Роадмап в первую очередь нужен руководителям, так как помогает выстраивать стратегию развития отдела или продукта, отслеживать динамику изменений и синхронизировать работу с другими подразделениями. Он позволяет четко понимать, в каком направлении движется компания, какие приоритеты стоят перед командой и как эффективно управлять сроками и ресурсами.
Роадмап — это не просто список задач (to-do list). Он нужен, чтобы мыслить большими результатами.
- Прежде чем составлять роадмап, четко обозначь 3–5 ключевых проблем продукта. План на месяц должен решать именно их, поэтому заранее собирай и формулируй проблемы — без этого роадмап потеряет смысл.
- Роадмап должен быть сфокусирован на трех крупных бизнес-фичах в месяц. Такой подход предотвращает распыление ресурсов и позволяет команде сосредоточиться на действительно значимых улучшениях.
Как НЕ надо писать роадмап: 3 основные ошибки
- Включать в план задачи без описания и ТЗ.
Без четкой проработки 90% вероятности, что скрытые риски всплывут в самый неподходящий момент, затормозят работу и создадут хаос.
- Добавлять фичи без мокапов
Это риск для UI/UX. Любые изменения интерфейса требуют визуализации и обсуждения. Согласовывай их на демо заранее, чтобы избежать разночтений и доработок в последний момент.
- Писать роадмап как список целей.
Не добавляй в него эпики и задачи только потому, что они где-то зафиксированы. Если они не решают ключевые проблемы продукта, лучше скорректировать цели, а не нагружать план лишним.
Роадмап в IT-компании Evercode Lab
В Evercode Lab все роадмапы должны быть сформированы до 25 числа. Роадмап составляется на полгода в документе и содержит все, что было сделано или не сделано за прошедшие месяцы.
Структура роадмапа:
- Завершенные задачи (done) — помечаются зачеркнутым.
- В процессе / не выполненные — отмечаются как “перенос” с указанием нового месяца.
Каждый месяц в роадмапе должен содержать не более 3–5 задач, ранжированных от обязательных до nice to have. Это помогает держать фокус только на важном.
Все пункты формулируются максимально понятно и без дополнительных комментариев — так, чтобы даже стороннему человеку без контекста было ясно, о чем идет речь.
А ещё у каждого пункта есть пометка: «бизнес-фича», «риск» или «стабильность». Иногда, для удобства, мы используем цветовую маркировку.
Больше об Evercode Lab узнавай на нашем сайте и в блоге. А еще подписывайся на наш Telegram-канал и группу ВКонтакте. Там мы еженедельно публикуем открытые вакансии, анонсируем наборы на бесплатное обучение и стажировки, а также рассказываем о жизни компании.