Когда задач много, сосредоточиться на нескольких и приоритизировать их может быть очень непросто. Чтобы сосредоточиться на самом важном, существуют стендапы. 

В этой статье расскажем, что такое стендапы, зачем они нужны и поделимся особенностями стендапов в IT-компании Evercode Lab.

Что такое стендап?

Стендап в компании — это короткая ежедневная встреча команды, на которой каждый участник делится своими планами на день, сообщает о прогрессе в работе и о возможных проблемах. 

В Evercode Lab мы не собираемся каждый день, чтобы обсудить наши задачи всей командой. Вместо этого ежедневно  во внутренний рабочий чат команды мы пишем короткий, но понятный список:

  • выполненных задач за прошлый рабочий день; 
  • запланированных задач на текущий день в порядке приоритета.

Первое, что делает сотрудник нашей IT-компании, — пишет такой небольшой стендап, а уже потом включает кофемашину и садится завтракать, пролистывая рабочую почту.

Зачем нужны стендапы в IT-компании

I. Прозрачность

Стендапы обеспечивают ясность в работе команды: каждый может быстро понять, чем занята команда и как расставляются приоритеты. Хорошие стендапы сокращают количество внешних вопросов и позволяют сосредоточиться на ключевых задачах.

II. Самодисциплина 

У нас интересная работа, и часто появляются соблазны поделать что-то побочное. Список задач помогает держать фокус на важном.

Да, иногда в течение дня действительно могут появится более важные асапные задачи, но для пересмотра приоритетов нужно ответить на вопрос, почему что-то важнее плана. В первую очередь себе. 

III. Фокус на результат 

В Evercode Lab проведена чёткая граница между делать (быть в процессе) и сделать (получить конкретный результат). Стендап помогает мыслить именно категорией “есть ли у меня результат”.

IV. Сбор артефактов работы 

Иногда появляется необходимость проанализировать ретроспективу: как развивался сотрудник, какие задачи он решал и так далее. Это помогает не только оценить прогресс, но и обосновать повышение зарплаты или другие достижения. Регулярные и структурированные стендапы значительно упрощают сбор таких данных.

Ошибки в написании стендапа

I. Много лучше, чем мало. 

Это не так — стендап на 100500 пунктов вызывает расфокус. К тому же, если вчитаться в длинные стендапы, большинство пунктов формулируются как “я буду выполнять задачи” или, что ещё хуже, “я буду готовиться к тому, чтобы начать работать”.

Оптимальное количество пунктов стендапа — это 3-5, но нужно быть готовым рассказать, какую ценность для бизнеса несёт каждый из них.

II. Начинаю начинать, продолжаю продолжать. 

Пункты, которые стартуют словами “начать” или “продолжить” — это абстракция, которая не даёт понимания наблюдателю. Прочитать задачу — это тоже “начать”, но ценности в этом действии нет.

Если ты работаешь над задачей, которая занимает больше одного дня, ты всё равно можешь выделить завершённые части. Например: “написал X предложений партнерам”, “выполнил такую-то часть работы по тексту”, “описал такие-то аспекты задачи” и т.д.

III. Не результат, а инструмент. 

В IT-компании Evercode Lab мы описываем не инструмент, которым мы достигаем цели, а результат, к которому планируем прийти.

Например: “Созвонился с Васей”. Из такого пункта непонятно, какую проблему решал звонок с Васей. Лучше написать: “Обсудил с Васей причины задержки по задачам и написал план по тому, как таких проблем не допустить в будущем”. Так вся команда и, конечно же, руководитель смогут понять, что встреча не прошла зря.

Так почему не голосом?

Основная причина, по которой в Evercode Lab мы не проводим живых стендапов — любая устная коммуникация забывается или искажается в памяти людей, что обесценивает все возможные плюсы.

Вся работа происходит в основном в офисе, и у нас много классных зон для отдыха и общения между рабочими задачами. А еще мы часто проводим митапы, воркшопы, ездим вместе на корпоративы. В Evercode Lab для обмена опытом также проводятся кросс-ревью и лекции. А еще мы любим учиться и задавать вопросы. Для этого мы назначаем синки, если это необходимо.

Мы делаем всё, чтобы сотрудникам хватало живого общения в команде, поэтому не нужно собирать всех каждый день, чтобы просто перечислить планы.

Что делать, если непонятно, что делать?

Иногда случается так, что сотрудник перестает понимать, а какие вообще планы на неделю-месяц и ему становиться сложно писать стендап. Если цели не ясны или ты сталкиваешься с трудностями, нужно сразу же сообщить своему менеджеру, а если проблема в менеджере — необходимо сообщить руководителю менеджера.

Мы за адекватное общение в команде, поддерживаем культуру обмена опытом и умением признавать ошибки. Для нас важно, чтобы каждый сотрудник, вне зависимости от статуса и опыта, умел работать над своими ошибками, отстаивать свою позицию и принимать решения в моменте — это то, что нужно развивать в себе и в других.

Откликайся на вакансии на нашем сайте и hh, чтобы расти и развиваться вместе с нами. 

А еще подписывайся на наш Telegram-канал и группу в ВК. Там мы публикуем горячие вакансии каждую неделю, анонсируем наборы на бесплатные обучения и рассказываем о жизни компании.